Бутакова Л.О. Динамика развития языковой способности и речевой компетенции носителей русского языка: экспериментальное исследование речи школьников одного региона: Монография / Л.О. Бутакова. - Омск: Омск. гос. ун-т им. Ф.М. Достоевского, «Вариант-Омск», 2010. - 150 с.

Монография представляет собой изложение результатов разнонаправленного экспериментального описания языковой способности и речевой компетенции учащихся 6-11 классов гимназий, школ, студентов разных вузов г. Омска за десять лет - 1999 – 2010 г.г. Исследование определенных механизмов языковой способности с помощью одних и тех же экспериментальных процедур, примененных к речевой деятельности индивидов разных возрастных групп, и описание их «по вертикали» - на уровне одного языкового коллектива (одного класса в течение нескольких лет) и по «горизонтали» - на уровне всех речевых произведений всех реципиентов разных языковых коллективов (разных классов и групп студентов) позволяет зафиксировать динамику индивидуального и коллективного изменения языковой способности, диагностировать характер ее развития, устанавливать качество речевой компетенции. Языковая способность и речевая компетенция интерпретируются как психолингвистические и когнитивные величины: языковая способность - совокупность операционально-действенных ментальных механизмов, осуществляющих вербализацию представлений, знаний, мнений индивида; языковая (речевая) компетенция – обладание необходимыми для данного вида деятельности операциональными структурами и навыками их реализации. Указанные величины описываются через оценку работы механизмов семантизации, обеспечивающих формирование образов сознания; речевые ошибки как принадлежность речевой деятельности; развертывание текста как процесса и результата речевой деятельности продуцента.
В первом разделе монографии Диагностика языковой способности и речевой компетенции как компонентов языкового сознания индивида: психолингвистический подход речь пойдет о возможностях диагностики языковой способности как компонента языкового сознания индивида в свете психолингвистических идей.
Во второй части Диагностика процессов семантизации как механизма формирования образов сознания учащихся средней школы и студентов вуза (1990 – 2009 г.г.) на основе наблюдений, предпринятых в течение ряда лет над одними и теми же классами одной школы, мы пытались доказать возможность исследования развития языковой способности и описания ее типологических черт «по вертикали», т.е. учитывающего все ответы на все типы экспериментов локальной группы реципиентов. Здесь излагаются выводы, сделанные на основе результатов экспериментов за разные годы. Семантизация рассматривается как процесс формирования образов сознания индивида в динамике: результаты, полученные в 1999-2003 г.г. сравниваются с результатами экспериментов 2009 г.г.
Третья часть Анализ работы механизмов речевой деятельности при продуцировании связного текста: исследование «по вертикали» (1999-2003 г.г.) содержит анализ работы механизмов речевой деятельности при продуцировании связного текста, произведенного также «по вертикали» и охватывающего тот же период.
В четвертой части Дискурсивное поведение пишущего как основа для диагностики компонентов текста и сознания автора (2004-2006 г.г.) речь идет о дискурсивном поведении пишущего как основе для диагностики компонентов текста и сознания автора. Здесь были применены некоторые приемы разработанного нами метода моделирования сознания автора на основе созданного им текста. Исследуются тексты сочинений подростков г. Омска, писавших сочинение на свободную тему «Я и мир вокруг меня». В рамках указанной темы предполагалось активировать рефлексию над собой и отношениями с окружающим социумом и тем самым создать условия для естественной работы языковой способности авторов. Подход к данному типу речевой деятельности также был «вертикальным». Во всех частях исследования, где применялся «вертикальный подход», изучение уровня развития языковой способности проводилось в сопоставлении с определением качества интеллектуально-психологического развития.
Пятая часть Исследование языковой способности и речевой компетенции учащихся школ г. Омска в процессе развертывания содержания текста: взгляд «по горизонтали» (2000 – 2009 г.г) посвящена описанию характера развертывания языковой способности и качества речевой компетенции учащихся старших классов школ г. Омска в процессе создания текстов сочинений «на нравственные темы» - «Только ум и добродетель возвышают отдельных людей над остальными». Согласны ли Вы с французской писательницей Жорж Санд?»; «Неуважение к предкам - есть первый признак безнравственности»; «Исключить из жизни дружбу - все равно, что лишить мир солнечного света» (Цицерон). В этой части исследования применен подход «по горизонтали», согласно которому изучался массив сочинений за 2000 – 2009 г.г. и ошибки, допущенные авторами, как проявление механизмов образования смыслов и как следствие определенного выбора стратегий рассуждения.
 
Книга адресована лингвистам, психолингвистам, специалистам в области когнитивных наук, педагогом.

Издание осуществлено при финансовой поддержке РГНФ грант 09-04-00185а

Сделать бесплатный сайт с uCoz