РОГОЖНИКОВА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА

Доктор филологических наук, профессор

Заслуженный деятель науки Республики Башкортостан

Работает в Уфимском государственном авиационном техническом университете с 1982 г.

Окончила с отличием факультет романо-германской филологии Башкирского государственного университета в 1982 г., очную аспирантуру Тверского государственного университета в 1985 г. под научным руководством А.А. Залевской, защитила кандидатскую (в Саратовском государственном университете в 1986 г.) и докторскую по специальности 10.02.19 – общее языкознание, социолингвистика, психолингвистика (в Башкирском государственном университете в 2000 г.) диссертации. В 2002 году Указом Президента Республики Башкортостан ей присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Республики Башкортостан».
С 1991 года по настоящее время работает заведующей кафедрой иностранных языков Уфимского государственного авиационного технического университета.
Т.М. Рогожникова руководит научной работой аспирантов и соискателей. Является ответственным редактором сборника материалов ежегодной региональной научной конференции «Вопросы обучения иностранным языкам: методика, лингвистка, психология». Входит в редакционную коллегию сборника научных трудов «Слово и текст: психолингвистический аспект», издаваемого Тверским государственным университетом.
В 1993 году выиграла грант, приняв участие в конкурсе, проводимом АЙРЕКС, и прошла языковую стажировку в университете г. Норфолк (Old Dominion University), штат Вирджиния, США. В 1995 году по гранту АСПРЯЛ была приглашена для продолжения исследований в области психолингвистики на научную стажировку в Колумбийский университет г. Нью-Йорк (Columbia University), где обучалась на факультете прикладной лингвистики.
Автор 120 опубликованных работ по психолингвистическим проблемам семантики, проблемам моделирования динамических аспектов функционирования значения слова. Исследование ассоциативных процессов в разных возрастных группах, на материале различных языков, в условиях нормы и патологии позволили Т.М. Рогожниковой создать универсальную модель семантического развития, обладающую высоким обобщающим потенциалом. Данная модель позволяет по-новому взглянуть на процессы функционирования слова в индивидуальном сознании.
В области фундаментальных исследований ею созданы основы новой теории интегративного типа, развивающей психолингвистическую теорию слова А.А. Залевской в контексте идеи возможной эволюции человеческого сознания; разработана психолингвистическая концепция функционирования полисемантичного слова в индивидуальном сознании; впервые предложен ранжированный подход и установлена специфика и последовательность становления основных механизмов функционирования слова в сознании носителя языка; предложена гипотеза разноуровневой обработки информации и определена специфика обработки информации на сенсорном, эмоциональном и ментальном (интеллектуальном) уровнях; обоснованы предположения о наличии механизма искажения информации, действующего на уровне сенсорной обработки; спонтанно открывающегося канала движения новой информации на уровне ментальной обработки; исследованы эффект инсайта и механизм блокировки переноса информации; теоретически и экспериментально обоснованы новые подходы к исследованию психических процессов, в частности, процессов ассоциирования через типологические модели, репрезентативные системы человека, через особенности действия репрезентационных механизмов.
В области прикладных исследований: получены теоретические результаты, использование которых способствует повышению эффективности процесса обучения языкам; разработан новый подход к проблеме обучения иностранному языку, в основу которого положена ассоциативная методика, позволяющая формировать ассоциативное окружение лексической единицы и включать данную единицу в систему энциклопедических знаний человека; разработана методика составления специальных ассоциативных словарей и словарей особого типа, в основу которых положены опорные слова текстов определенной тематики; модифицирована методика проведения межкультурных сопоставлений для выявления национально-культурной специфики ассоциативных реакций и ядра языкового сознания носителя языка.
 
Книги:
· Психолингвистическое исследование функционирования многозначного слова: Монография. – Уфа: Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т, 2000. – 242 с.
· Английский язык на уроке и в жизни: Уч. пос. – Уфа: Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т, 1997. – 105 с.
· Английский язык из первых рук/English at first hand: Уч. пос. Уфа: - Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т, 2002. – 101 с.
 
Статьи:
· О национально-культурной специфике ассоциативных реакций детей / на материале русского, белорусского, словацкого, английского языков //Этнопсихолингвистика. - М.: Наука, 1988. – С.108-116.
· Механизмы функционирования слова в индивидуальном сознании: их специфика и последовательность становления //Психолингвистические исследования значения слова и понимания текста. - Калинин: Калинин. гос. ун-т, 1988.– С. 15-22.
· «Модель мира» и «мир моделей» //Перевод как моделирование и моделирование перевода: Сб. науч. тр. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 1991. – С. 46-58.
· Ассоциативный словарь специального назначения //Неотерм. Журнал международной организации по унификации терминологических неологизмов № 13/16. - Варшава, 1991. – С. 106-110.
· Ассоциативное окружение слова: контекстное и внеконтекстное //Слово и текст: Актуальные проблемы психолингвистики. Сб. науч. тр.- Тверь: Твер. гос. ун-т, 1994. – С. 44-54.
· О разных парадигмах и основаниях исследовательского поиска //Психолингвистические исследования слова и текста. Сб. науч. тр. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 1997. – С. 66-75.
· О возможных основаниях для классификации ассоциативных реакций //Психолингвистические исследования: слово, текст: Сб. науч. тр. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999. – С. 14-23.
· Семантическое развитие и возможная эволюция человеческого сознания //Психолингвистические исследования слова и текста: Сб. науч. тр.-Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. – С. 29-35.
· Речевые процессы и концептуальный аппарат системы категорий информационного подхода //Вестник УГАТУ. Научный журнал УГАТУ. – Уфа: Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т, 2003. - Т. 4. № 2. - С. 12-20.
· Процессы ассоциирования в структурах символьного сознания //Слово и текст: психолингвистический подход: Сб. науч. тр. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2003. – Вып. 1. - С. 127-136.
· Тупики и горизонты лексической семантики //Исследования по семантике: Межвузовск. науч. сб. Вып. 22. Взгляд ученых Башкортостана разных поколений. – Уфа: РИО БашГУ, 2004. – С. 25-34.
· Ментальные пространства и соматические корни семантики //Семантика разноуровневых единиц в языках различного строя: Сб. науч. ст. К 65-летию профессора Р.З. Мурясова. – Уфа: РИО БашГУ, 2005. – С.169-181.
· Психолингвистическое моделирование семантики //Слово и текст: психолингвистический подход: Сб. науч. тр. /Под общ. ред. А.А. Залевской – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2005. - Вып. 4. - С. 106-128.
· Единицы яда ментального лексикона и мозговые волны //Языковые и речевые единицы в разных языках. Сб. науч. ст. – Уфа: РИО БашГУ, 2006. С. 121-136.
· Психологические типы и процессы ассоциирования //С любовью к тексту: Монография. – Уфа: Восточный ун-т, 2006. С. 144-157.
 
Ученики и коллеги:
 
Сделать бесплатный сайт с uCoz