…ниям данного типа. «Модель-тип» является и симптомом перехода к системным правилам словообразования. Последнее означает функциональное использование знаков языка, что возможно, впрочем, только при «созревании соответствующих структур» (Л.С. Выготский).

Однако механизм аналогического типа действует не изолированно от механизмов других типов словообразования. Действие «модели-типа» распространяется на корреляционный тип, что находит выражение в ряде случаев словотворчества {вытонула, почайпили). Пример «словотворчества наоборот»: кочегарка – жена кочегара).

217

Свойство универбизации проявляется при действии механизма дефиниционного типа словообразования. Здесь имеет место отвлечение от генерализованного «прямого» отношения, следствием чего является появление слова-универба, представляющего собой «свернутую» предикативную синтагму. При «свертывании» синтагмы наиболее полно проявляется действие семантического компонента программы. Последний основан на анализе действительности (тот, кто играет, – тральщик),

Итак, можно полагать, что ведущими процессами при овладении словообразованием являются процессы семантического анализа действительности, (и как следствие – вычленения) и семантического синтеза. Эти процессы составляют важнейшие компоненты программы словообразовательного акта, который понимается нами как синтаксический и в котором действуют психолингвистические правила. На разных этапах овладения словообразованием эти правила различны и их механизм коррелирует с выделенными в системе языка Е.С. Кубряковой типами словообразования. Ведущим принципом перехода от одного типа словообразования к другому является усложнение представлений о действительности и все больший «отрыв» обобщенных элементов системы языка от предметов и их отношений.

Такой довольно беглый анализ онтогенеза словообразования показывает, что словообразование – это результат сложной деятельности с функциональными элементами. Эти элементы соединяются по определенным правилам, и правила – неосознаваемые, обобщенные, прескрипторные – складываются постепенно, по мере усложнения знаний об объективном мире. Стержнем развития правил словообразования является семантика, вернее, семантические структуры сознания, формирующиеся по мере овладения субъектом предметным миром и отношениями, в нем складывающимися. Так, коммуникативные по своему назначению функциональные элементы языковой способности оказываются тесно связанными с когнитивными структурами.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М., 1978.

Аркин Е.А. Дошкольный возраст. М., 1948.

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1976.

Бейтс Э. Интенции, конвенции, символы // Психолингвистика. М., 1984.

Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.

Брунер Дж. Онтогенез речевых актов / / Психолингвистика. М., 1984.

Бюлер К. Очерк духовного развития ребенка. М., 1930.

Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. М., 1982. Т. 2.

Выготский Л.С. Проблема сознания // Собр. соч. М., 1983. Т. 3.

Выготский Л.С. Детская психология // Собр. соч. М., 1984. Т. 4.

Гальперин П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления / / Вопр. философии, 1977, N 4.

Гвоздев А.Н. К проблеме детской речи. М., 1961.

Гинзбург Е.Л., Лебединский В.В., Шахнарович A.M. Нарушения структуры поведения в патологии / / Материалы III Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. Тбилиси, 1974.

218

Гоер А., Гоер Г. Первый период языковой деятельности ребенка // Детская речь. М., 1927.

Горелое И.Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе. Челябинск, 1974.

Горелов И.Н. Проблема функционального базиса речи. Дис. ... д-ра филол. наук. Магнитогорск, 1976.

Дубинни Я. Я. Биологические и социальные факторы в развитии человека // Вопр. философии, 1960, N 6.

Ендовицкая Т. В. Развитие ощущений и восприятий // Психология детей дошкольного возраста. М., 1964.

Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // ВЯ, 1964, N 6.

Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.

Журова Л.Е., Ту макова Г.А. Родной язык // Сенсорное воспитание в детском саду. М., 1981.

Запорожец А.В., Венгер Л.А. (ред.) Восприятие я действие. М., 1967.

Зимняя И.А. К вопросу о восприятии речи. Автореф. дис.... канд. филол. наук. М., 1961.

Зимняя И.А. Психология говорения на иностранном языке. М., 1976.

Истомина З.М. Влияние словесного образца и наглядного материала на развитие речи ребенка-дошкольника // Изв. АПН РСФСР, 1956. Вып. 81.

Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.

Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи ребенком-дошкольником // Вопр. психологии, 19SS, N 4.

Коган А.Д. К вопросу о становлении тонального и речевого слуха // Научное совещание по вопросам физиологической акустики. Л., 1954.

Красногорский Н.И. К физиологии становления детской речи // Жури. высш. нервной деятельности им. И.П. Павлова. Л., 1952. Т. II. Вып. 4.

Кубрякова Е.С. Что такое словообразование. М., 1974.

Кубрякова Е.С. Теория номинации и словообразование // Языковая номинация. Виды наименований. М., 1977.

Лонге Н.Н. Психологические исследования. Одесса, 1893.

Левина Р.Е. Неосознаваемые процессы формирования «чувства языка» // Бессознательное. Тбилиси, 1978. Т. III.

Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. М., 1965.

Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969.

Леонтьев А.А. Психофизиологические механизмы речи // Общее языкознание. М., 1970.

Леонтьев А.А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. М., 1974.

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 197S.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959; М., 1972.

Леушина A.M. Развитие связной речи у дошкольника // Уч. зап. ЛГПИ, 1941. Т. 35.

Леушина A.M. О своеобразии образов в речи маленьких детей // Уч. зап. ЛГПИ. 1946. Т. 53.

Лурия А.Р. О патологии грамматических операций // Изв. АПН РСФСР. 1946. Вып. 3.

Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.

Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихологический анализ предикативной структуры высказывания // Теория речевой деятельности. М., 1968.

Люблинская А.А. Роль языка в умственном развитии ребенка // Уч. зап. ЛГПИ. 1955. Т. 112.

Маркова А.К. Психологическое овладение языком как средством общения. М., 1973.

Мещеряков А. И. Проблема образа и формирование психики слепоглухонемого ребенка // Вопр. психологии, I960, N 4.

Негневицкая &JL, Шахнарович А.М Язык и дети. М., 1981.

Николаева Н.С. Об экспериментах по развитию творческой активности обучающихся // Проблемы интенсификации обучения. М., 1979. Вып. 1.

Овчинников В.Н. Функциональные типы высказываний в детской речи. Дис. ... канд. филол. наук. М., 1982.

Оппель В.В. Некотоыре вопросы овладения ребенком начатками грамоты // Уч. зап. ЛГПИ. 1946. Т. S3.

219

Павлов В.М. Языковая способность человека как предмет лингвистической науки // Теория речевой деятельности. М., 1968.

Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1932.

Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. М., 1963.

Попова М.И. К вопросу об овладении грамматическими элементами языка детьми преддошкольного возраста. Дис. ... канд. пед. наук. М., 1956.

Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1977.

Расстройства речи в детском возрасте. М., 1969.

Ржевкин С.Н. Слух и речь в свете современных физических исследований. М.: Л., 1936.

Рубинштейн С.Л. Психологическая концепция французской социологической школы // Уч. зап. ЛГПИ. 1941. Т. 35.

Серебренников Б.А. О материалистическом подходе к явлениям языка. М., 1983.

Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М., 1977.

Слобин Д. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика. М., 1984.

Слюсарева Н.А. О знаковой ситуации // Язык и мышление. М., 1967.

Сопиков А. П. Эмпатия – неиспользованный резерв педагогики // Проблемы интенсификации обучения. М., 1979. Вып. 2.

Сохин Ф.А. Некоторые вопросы овладения ребенком грамматическим строем языка в свете учения И.П. Павлова // Сов. педагогика. 1951, N 7.

Супрун А.Е. К проблеме порождающей системы ребенка // Психология грамматики. М., 1969.

Теплое Б.М. Проблема индивидуальных различий. М., 1961.

Ушакова Т.Н. О причинах детского словотворчества // Вопр. психологии. 1970. N 6.

Ушакова Т.Н. Функциональные механизмы второй сигнальной системы. М., 1979.

Фрадкина Ф.И. Возникновение речи у ребенка // Уч. зап. ЛГПИ. 1955.

Чуковский К.И. От двух до пяти. 19-е изд. М., 1964.

Шахнарович A.M., Ленден Ш. Социальные и естественные факторы в языковой способности человека // Исследования речевого мышления в психолингвистике. М., 1985.

Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия в раннем детстве // Изв. АПН РСФСР. 1948. Вып. 13.

Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958.

Эльконин Д. Б. Развитие речи. Психическое развитие детей дошкольного возраста. М., 1964.

Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.

Bates E. Language and context: the acquisition of pragmatics. N.Y., 1976.

Brown R. A first language. The early years. Cambridge, 1973.

Carter A. The transformation of sensorimotor morphemes into words // Papers and reports on child language development Stanford Univ. California, 1975.

Cramer R.J. The development of language and cognition: The cognition hypothesis // New perspectives in child development. Harmondsworth, 1974.

Chomsky N. Aspects of theory of syntax. Cambridge (Mass.), 1965.

Dore J. The development of speech acts. Hague, 1975.

Erickson J.G., Quark D.R. (eds.) Communication assessment of the bilingual bicultural child. Boltimore, 1981.

Hakes D.T. The development of metalinguistic abilities in children. Springer. Verlag, 1980.

Kaserman M.-L. Spracherwerb und Interaction. Bern, 1980.

Lenneberg E. The biological foundations of language. N.J. 1967.

McNeill D. The creation of language. Penguin books. L., 1968.

McNeillD. The acquisition of language. N.Y., 1970.

McShane J. Learning to talk. Cambridge, 1980.

Piaget J. Le langage et la pensee chez Г enfant. Neuchatel, 1956.

Pierce C.S. Collected papers. Cambridge, 1932.

Sinclair de Zwart H. Acquisition du language et development de la pensee. Paris, 1967.

Schiefelbuch R.L., Bricker D.D. (eds.) Early language: A risition and intervention. Baltimore, 1981.

Slobin D.I. The acquisition of hussian as a native language // The genesis of language. Cambridge, 1966.

Stern W. Person und Sache. Leipzig, 1905. Bd. 1.

220

Сделать бесплатный сайт с uCoz