VII Березинские чтения
Международная школа-семинар по психолингвистике и лингвокогнитологии
ПРОГРАММА
4–6 июня 2011 г.

АКАДЕМИЯ
СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
ИНИОН РАН
 

ОРГКОМИТЕТ:
    Пищальникова Вера Анатольевна,  доктор филологических наук, профессор (МГЛУ) – председатель оргкомитета;
    Баранов Александр Сергеевич, кандидат культурологии (АСОУ).
    Макарова Елена Константиновна, доцент кафедры социально-гуманитарных наук (АСОУ),
    Баранникова Наталья Борисовна, начальник отдела науки и проектов (АСОУ).
    Голикова Татьяна Александровна,  доктор филологических наук, доцент (ИЯ РАН);
    Нагайцева Елена Вячеславовна,  кандидат филологических наук, доцент (АСОУ).


   

4 июня 2011 г. 9.00–10.00.
Регистрация в Академии социального управления
Адрес АСОУ: ул. Енисейская, д. 3., корп. 5. (ст. м. «Свиблово»).

Выход из первого вагона, налево, к деревянной церквушке, через дорогу, мимо Таможенной академии до поликлиники № 6, затем налево; от метро идти 5 мин.


10-00 – 11-00. Ауд. 120
Пленарное заседание.
1.    Залевская Александра Александровна, Заслуженный деятель науки РФ, д.ф.н., проф. (Тверь). Некоторые вопросы теории и практики экспериментального исследования.
2.    Бутакова Лариса Олеговна, д.ф.н., проф. (Омск). Региональный аспект изучения языкового сознания: итоги экспериментального изучения.
3.    Колева-Златева Живка Стефанова, д.ф.н., доц. (Болгария). Понятие диахронического тождества в этимологизации лексики звукосимволического происхождения.

Доклады. 11.10–14.00. Ауд. 120
Секция 1. «Методологические проблемы психолингвистики и когнитологии».
Руководители: заслуженный деятель науки РФ,  д.ф.н., проф. Залевская Александра Александровна (Тверь), д.ф.н., проф. Бутакова Лариса Олеговна (Омск), секретарь к.ф.н., доц. Нагайцева Елена Вячеславовна (Москва).

1.    Засекина Л.В., д. психол.н., проф. (Украина, Луцк). Категория значения слова в решении методологических и прикладных проблем современной психолингвистики.
2.    Золотова Н.О., д.ф.н., доц. (Тверь). Метаязык обыденного сознания наивного носителя языка.
3.    Карданова К.С., к.ф.н., доц. (Москва). «Homo communicabilis»: рекурсивный принцип как основа понимания.
4.    Клюканов И.Э., д.ф.н., проф. (США). Дианоэтические добродетели в теории коммуникации: фронезис.
5.    Крюкова Н.Ф., д.ф.н., проф. (Тверь). Метафора как инструмент художественного смыслообразования.
6.    Михалёв А.Б., д.ф.н., проф. (Пятигорск). Генеративный потенциал звукоизобразительности.

Кофе-пауза.14-00 – 15-00.
Доклады 15-00 – 18-00. Ауд. 120
Секция 1. «Методологические проблемы психолингвистики и лингвокогнитологии».
Руководители: заслуженный деятель науки РФ,  д.ф.н., проф. Залевская Александра Александровна (Тверь), д.ф.н., проф. Бутакова Лариса Олеговна (Омск), секретарь к.ф.н., доц. Нагайцева Елена Вячеславовна (Москва).

1.    Кирилина А.В., д.ф.н., проф. (Москва). Повседневность как «ресурс» описания языка в динамической синхронии.
2.    Мягкова Е.Ю., д.ф.н., проф. (Тверь). К проблеме «внешней» и «внутренней» грамматики.
3.    Пищальникова В.А., д.ф.н., проф. (Москва). С бритвой Оккама в руках, или Формирование «парадигм» в современном отечественном языковедении.
4.    Псурцев Д.В., д.ф.н., проф. (Москва). Методология перевода художественного текста: концепция соотношения общеязыкового и авторского.
5.    Сазонова Т.Ю., д.ф.н., проф. (Курск). Психолингвистические аспекты именования: концепты, объекты и действия.
6.    Сонин А.Г., д.ф.н., проф. (Москва). Виртуальная коммуникация имидж-форумов: личность и личина.
7.    Тимирханов В.Р., д.ф.н., доц. (Уфа). Категории языковой синергии: декларативные и сущностные характеристики.
8.    Трошина Н.Н., к.ф.н., доц. (Москва). Лингвокультурология и антропоцентрическая парадигма.

Доклады 15-00 – 18-00. Ауд. 9
Секция 2. «Проблемы понимания текста».
Руководители д.ф.н., проф. Пешкова Наталья Петровна (Уфа), д.ф.н., проф. Тарасова Ирина Анатольевна, (Саратов), секретарь Хлопова Анна Игоревна (Москва).

1.    Алиева Б. М., к.ф.н. (Махачкала). Гендерные параметры лексических средств в современном лакском языке.
2.    Бачун А.Н. (Москва). Материал классической литературы как база выработки навыков лингвистического анализа.
3.    Баянкина Е.Г. к.ф.н., доц. Проблемы порождения и понимания инструкций в технической сфере.
4.    Богословская И.В., к.ф.н., доц. (Уфа). Метод денотативного анализа при изучении структуры текста.
5.    Букреева О.М. (Курск). Апелляция к фоновым знаниям с помощью нисходяще-восходящего.
6.    Давлетова Я.А. (Уфа). Экспериментальное исследование механизмов понимания на материале библейских текстов.
7.    Иванова Н.Р. (Нефтекамск). Виды и способы коммуникативного приспособления в условиях гетерогенного языкового пространства
8.    Каримова Р.А., д.ф.н., проф. (Уфа). Типология устного дискурса с позиций когнитивизма.
9.    Картунова Е.В. (Уфа). Имя в тексте: психолингвистический аспект.
10.    Кизилова Т.Ю., к.ф.н. (Москва). Некоторые аспекты концептуализации в литературном произведении.
11.    Масленникова Е.М., к.ф.н., доц. (Тверь). Предметная соотнесенность и смысловой ряд художественного текста.
12.    Матвеева Н.В., к.ф.н., доц. (Стерлитамак). К вопросу о субъективном смысле текста.
13.    Муравская И.А., аспирант МГЛУ (Москва). Деструкция когнитивных структур как следствие нарушения кодифицированной нормы языка СМИ.
14.    Нагайцева Е.В., к.ф.н., доц. (Москва). Концептуальный анализ слов-символов в поэтическом дискурсе.
15.    Нежура Е.А. (Курск). Контекстуальные проксонимы в креолизованном тексте.
16.    Никуличева Д.Б., д.ф.н., доц. (Москва). Психолингвистический феномен творчества поэта-полиглота Вилли Мельникова.
17.    Пешкова Н.П., д.ф.н., проф. (Уфа). Психолингвистический аспект речевого воздействия: реакции «контртекста» при понимании сообщений информирующего типа.
18.    Попова О.В. (Омск). Методика правки-переделки как средство обеспечения доступного восприятия научного текста.
19.    Попова Т.Г., д.ф.н., проф. (Москва). Метафора как познавательный процесс.
20.    Сошников А.О. (Курск). Механизмы восприятия спонтанных монологических текстов.
21.    Тригубенко Л.Е. (Москва). Текст наружной рекламы как отражение социокультурных реалий.
22.    Урманова Ю.Р. (Уфа). Фактор адресата в процессах речевого воздействия.
23.    Утробина Т.Г., к.ф.н., доц. (Барнаул). Релятивная функция рекламного текста в интерпретации кинестемы.
24.    Хлопова А.И. (Москва). Целостность и связность поликодовых текстов (на примере немецкой поздравительной открытки).
25.    Христова Н.А., к.ф.н. (Барнаул). Проблемы нарушений языковой нормы в текстах СМИ.
26.    Ширлина Е.Н. (Белгород). Предложные сочетания как дискурсивные единицы языка (на материале немецкого языка).

5 июня. Академия социального управления.
10.00 – 14-00. Ауд. 120
Секция 3. «Прикладные аспекты психолингвистики и лингвокогнитологии».
Руководители: д.ф.н., проф. Рогожникова Татьяна Михайловна (Уфа), д.ф.н., проф. Гуц Елена Николаевна (Омск), секретарь асп. Степыкин Николай Иванович (Москва).

1.    Баженова И.В. (Москва). Специфика когнитивной деятельности в процессе выработки навыка написания изложения.
2.    Бороздина И.С., к.ф.н., доц. (Курск). Лингво-когнитивное моделирование пространственных отношений.
3.    Гуц Е.Н., д.ф.н., проф. (Омск). Значение слова в языковом сознании и в словаре: опыт регионального экспериментального исследования.
4.    Ефименко Н.В. (Уфа). Экспериментальная проверка цветовой ассоциативности звуков русского языка: сопоставительный анализ данных.
5.    Зубкова О.С., к.ф.н., доц. (Курск). Коммуникативная тональность профессиональной метафоры: некоторые результаты экспериментального исследования.
6.    Игнатенко В.В. (Курск). Экспериментальные исследования производственной метафоры.
7.    Кабахидзе К.Л. (Москва). Сравнительный анализ абстрактных и социальных концептов иностранных и российских студентов с использованием методов ассоциативной психолингвистики.
8.    Миронова Н.И., д.ф.н., проф. (Москва). Об одной из новых областей применения когнитивной науки.
9.    Мкртычян С.В., к.ф.н., доц. (Тверь). Моделирование фазы пускового момента речемыслительного процесса в аспекте стилеобразования.
10.    Мухортов Д.С., к.ф.н. (Москва). О психолингвистическом анализе языковой личности политика (на примере спонтанных выступлений Барака Обамы и Дэвида Кемерона).
11.    Пашнева С.А., к.ф.н., доц. (Курск). О методе именования изображений.
12.    Рогожникова Т.М., д.ф.н., проф., Кочетова Г.Р. (Уфа). Исследование цветовой ассоциативности звуков башкирского и татарского языков.
13.    Салихова Э.А., д.ф.н., проф. (Уфа). Среднестатистический ассоциативный профиль развития значения слова у билингва.
14.    Синеокова Т.Н., д.ф.н., проф. (Нижний Новгород). Основные причины ошибок экспертов при идентификации классификационных признаков.
15.    Трофимова Е.Б., д.ф.н., проф.,  Трофимова У.М., к.ф.н., доц. (Бийск). Проявление иконизма в условиях психолингвистического эксперимента.
16.    Ефименко Н.В. (Уфа). Звуко-цветовая организация вербальной модели и возможность ее совершенствования.


Кофе-пауза.14-00 – 15-00. ауд. 9.

Доклады. 15-00- 18-00.
Секция 4. «Исследование языковой картины мира».
Руководители д.ф.н., проф. Фомин Андрей Геннадьевич (Кемерово); к.ф.н., доц. Кинцель Алена Васильевна (Барнаул), секретарь асп. Дуброва Юлия (Москва).

1.    Васильева Т.В. (Москва). Символика имен в романе Е.Н. Чирикова «Зверь из бездны».
2.    Голикова Т.А., д.ф.н., доц. (Москва). Модели имянаречения в традиционной тюркской культуре.
3.    Дубкова О.В., к.ф.н., доц. (Москва). Психолингвистический анализ лексических несоответствий в двуязычном переводе (на материале русского и китайского языков).
4.    Исупова М.М., к.ф.н., доц. (Москва). Исследование характера ассоциативных связей концепта «искушение».
5.    Казнова Н.Н. (Пермь). Особенности моделирования виртуальной языковой личности во французской блогосфере.
6.    Коновалова Т.А., к.п.н., проф. (Екатеринбург). Архитектура и картина мира будущих архитекторов.
7.    Лебедева С.В., д.ф.н., проф., Кривко И.П. (Курск). Проксонимическая аттракция в индивидуальном лексиконе.
8.    Маджаева С.И., к.ф.н., доц. (Астрахань). Профессиональный опыт как способ функционирования медицинских терминов.
9.    Мазурина Н.К., к.ф.н. (Москва). Репрезентация качественной характеристики в словообразовательной структуре существительных со значением лица.
10.    Мырзашова А.К., к.ф.н., проф. (Актобе, Казахстан). Концепт көңіл в когнитивной картине мира казахов.
11.    Певнева И.В., к.ф.н. (Кемерово). Вербальное поведение сибирской молодежи в конфликтном обиходно-бытовом дискурсе.
12.    Репринцева М.А. (Курск). Язык сознания человека и механизмы моделирования его элементов (на примере глагольных форм).
13.    Садикова  В.А., к.ф.н. (Тверь).  Топы ОБЩЕЕ  и ЧАСТНОЕ, АБСТРАКТНОЕ и КОНКРЕТНОЕ, РОД и ВИД в языке и речи.
14.    Сироткина Т.А. к.ф.н., доц. (Сургут). Ассоциативный потенциал этнонимов как объект этнопсихолингвистики.
15.    Степыкин Н.И. (Москва). Моделирование концепта вежливость методом составления концептуальных карт.
16.    Таратынова Н.В. (Москва). Новые тенденции в лингвистике в отношении вопроса «мужская-женская речь».
17.    Чиркова О.И. (Челябинск). Базовая ценность Родина в языковом сознании русских: попытка описания.
18.    Шварко Л.И., к.ф.н., доц. (Барнаул). Системные и дискурсивные характеристики концептов педагогической профессии.
19.    Шелестюк Е.В., д.ф.н., проф. (Челябинск). Зависимость смыслового восприятия и речевого воздействия от уровня языковой личности.
20.    Щемелинина И.Н. к.ф.н. (Москва). Заимствованная единица в русской языковой системе на примере сочинения Г.К. Котошихина «О России в царствование Алексея Михайловича».

6 июня. Академия социального управления.
Доклады. 10.00 – 14-00. Ауд. 120.
Секция 5. «Психолингвистические основы межкультурной коммуникации и  переводческой деятельности».
Руководители: д.ф.н., проф. Нестерова Наталья Михайловна (Пермь); к.ф.н., доц. Карданова Ксения Суфьяновна (Москва), секретарь асп. Муравинская Ирина (Москва).

1.    Воронина Л.В. (Белгород). Концептуальная структура именных производных слов немецкого языка.
2.    Высочина О.В., к.ф.н. (Воронеж). Национально-культурная специфика образов языкового сознания русских и англичан (на материале торгово-экономической лексики).
3.    Калугина Д.М. (Пермь). Каламбур в современном интертекстуальном пространстве: проблема перевода.
4.    Корниевская С.И. (Тверь). Доступ к слову в ситуации билингвизма: активация, конкуренция, выбор.
5.    Кремнева А.В., к.ф.н., доц., Попадинец Р.В., к.ф.н., доц. (Курск). Экспериментально исследование образа педагога высшей школы в сознании носителей разных культур.
6.    Курганова Н.И., к.ф.н., доц. (Мурманск). Моделирование национально-культурной специфики обыденного знания.
7.    Москаленко О.Н. (Брянск). География жестов.
8.    Пилипчук С.В., к. психол.н., доц. (Хабаровск). Языковые и психологические мосты между Европой и Азией.  
9.    Нестерова Н.М., д.ф.н., проф. Овчинникова И.Г., д.ф.н., проф.  (Пермь). Перевод – «предельный случай» языкового контакта.
10.    Осипова А.В. (Челябинск). Преступление в наказание: сравнительный анализ образов языкового сознания носителей русского и английского языков.
11.    Степанова Н.А. (Пермь). «Ада» В. Набокова: оттенки смыслов.
12.    Сундуева Е.В., к.ф.н., доц. (Улан-Удэ). Формирование поля нулевой фонации с помощью корневого согласного [m] в монгольских языках.
13.    Федяева Н.Д., к.ф.н., доц. (Омск). Культурно-речевые и когнитивные нормы в синергетическом аспекте.
14.    Чугунова С.А., д.ф.н., доц. (Брянск). Корпореальное время.
15.    Яременко В.И., доц. (Москва). Интернет-технологии в обучении иностранным языкам на старших курсах в языковом вузе.
  
14-10 – 14-30. Закрытие конференции. Доклады руководителей секций.
 
Регламент работы школы-семинара.
 Доклады – до 15 мин.
 Научные сообщения – до 10 мин.
 Доклады руководителей секций – до 5 мин.
 Принятие рекомендаций школы – до 5 мин.
 
Примечание:
По всем вопросам организации и работы Московского психолингвистического круга (конференции, семинары, публикации) обращайтесь, пожалуйста, по адресу:
psycholinguistik@yandex.ru (Голикова Т.А.).
По всем организационным вопросам во время проведения школы-семинара обращайтесь к секретарю оргкомитета к.ф.н., доц.  Нагайцевой Елене Вячеславовне.

Сделать бесплатный сайт с uCoz