Работает в Уфимском государственном авиационном техническом университете с 1982 г.
РОГОЖНИКОВА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНАДоктор филологических наук, профессорЗаслуженный деятель науки Республики Башкортостан |
КонтактыE-mail: psycholinguistik@yandex.ru |
Работает в Уфимском государственном авиационном техническом университете с 1982 г. Окончила с отличием факультет романо-германской филологии Башкирского государственного университета в 1982 г., очную аспирантуру Тверского государственного университета в 1985 г. под научным руководством А.А. Залевской, защитила кандидатскую (в Саратовском государственном университете в 1986 г.) и докторскую по специальности 10.02.19 – общее языкознание, социолингвистика, психолингвистика (в Башкирском государственном университете в 2000 г.) диссертации. В 2002 году Указом Президента Республики Башкортостан ей присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Республики Башкортостан».С 1991 года по настоящее время работает заведующей кафедрой иностранных языков Уфимского государственного авиационного технического университета.Т.М. Рогожникова руководит научной работой аспирантов и соискателей. Является ответственным редактором сборника материалов ежегодной региональной научной конференции «Вопросы обучения иностранным языкам: методика, лингвистка, психология». Входит в редакционную коллегию сборника научных трудов «Слово и текст: психолингвистический аспект», издаваемого Тверским государственным университетом.В 1993 году выиграла грант, приняв участие в конкурсе, проводимом АЙРЕКС, и прошла языковую стажировку в университете г. Норфолк (Old Dominion University), штат Вирджиния, США. В 1995 году по гранту АСПРЯЛ была приглашена для продолжения исследований в области психолингвистики на научную стажировку в Колумбийский университет г. Нью-Йорк (Columbia University), где обучалась на факультете прикладной лингвистики.Автор 120 опубликованных работ по психолингвистическим проблемам семантики, проблемам моделирования динамических аспектов функционирования значения слова. Исследование ассоциативных процессов в разных возрастных группах, на материале различных языков, в условиях нормы и патологии позволили Т.М. Рогожниковой создать универсальную модель семантического развития, обладающую высоким обобщающим потенциалом. Данная модель позволяет по-новому взглянуть на процессы функционирования слова в индивидуальном сознании.В области фундаментальных исследований ею созданы основы новой теории интегративного типа, развивающей психолингвистическую теорию слова А.А. Залевской в контексте идеи возможной эволюции человеческого сознания; разработана психолингвистическая концепция функционирования полисемантичного слова в индивидуальном сознании; впервые предложен ранжированный подход и установлена специфика и последовательность становления основных механизмов функционирования слова в сознании носителя языка; предложена гипотеза разноуровневой обработки информации и определена специфика обработки информации на сенсорном, эмоциональном и ментальном (интеллектуальном) уровнях; обоснованы предположения о наличии механизма искажения информации, действующего на уровне сенсорной обработки; спонтанно открывающегося канала движения новой информации на уровне ментальной обработки; исследованы эффект инсайта и механизм блокировки переноса информации; теоретически и экспериментально обоснованы новые подходы к исследованию психических процессов, в частности, процессов ассоциирования через типологические модели, репрезентативные системы человека, через особенности действия репрезентационных механизмов.В области прикладных исследований: получены теоретические результаты, использование которых способствует повышению эффективности процесса обучения языкам; разработан новый подход к проблеме обучения иностранному языку, в основу которого положена ассоциативная методика, позволяющая формировать ассоциативное окружение лексической единицы и включать данную единицу в систему энциклопедических знаний человека; разработана методика составления специальных ассоциативных словарей и словарей особого типа, в основу которых положены опорные слова текстов определенной тематики; модифицирована методика проведения межкультурных сопоставлений для выявления национально-культурной специфики ассоциативных реакций и ядра языкового сознания носителя языка.Книги:· Психолингвистическое исследование функционирования многозначного слова: Монография. – Уфа: Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т, 2000. – 242 с.· Английский язык на уроке и в жизни: Уч. пос. – Уфа: Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т, 1997. – 105 с.· Английский язык из первых рук/English at first hand: Уч. пос. Уфа: - Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т, 2002. – 101 с.Статьи:· О национально-культурной специфике ассоциативных реакций детей / на материале русского, белорусского, словацкого, английского языков //Этнопсихолингвистика. - М.: Наука, 1988. – С.108-116.· Механизмы функционирования слова в индивидуальном сознании: их специфика и последовательность становления //Психолингвистические исследования значения слова и понимания текста. - Калинин: Калинин. гос. ун-т, 1988.– С. 15-22.· «Модель мира» и «мир моделей» //Перевод как моделирование и моделирование перевода: Сб. науч. тр. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 1991. – С. 46-58.· Ассоциативный словарь специального назначения //Неотерм. Журнал международной организации по унификации терминологических неологизмов № 13/16. - Варшава, 1991. – С. 106-110.· Ассоциативное окружение слова: контекстное и внеконтекстное //Слово и текст: Актуальные проблемы психолингвистики. Сб. науч. тр.- Тверь: Твер. гос. ун-т, 1994. – С. 44-54.· О разных парадигмах и основаниях исследовательского поиска //Психолингвистические исследования слова и текста. Сб. науч. тр. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 1997. – С. 66-75.· О возможных основаниях для классификации ассоциативных реакций //Психолингвистические исследования: слово, текст: Сб. науч. тр. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999. – С. 14-23.· Семантическое развитие и возможная эволюция человеческого сознания //Психолингвистические исследования слова и текста: Сб. науч. тр.-Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. – С. 29-35.· Речевые процессы и концептуальный аппарат системы категорий информационного подхода //Вестник УГАТУ. Научный журнал УГАТУ. – Уфа: Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т, 2003. - Т. 4. № 2. - С. 12-20.· Процессы ассоциирования в структурах символьного сознания //Слово и текст: психолингвистический подход: Сб. науч. тр. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2003. – Вып. 1. - С. 127-136.· Тупики и горизонты лексической семантики //Исследования по семантике: Межвузовск. науч. сб. Вып. 22. Взгляд ученых Башкортостана разных поколений. – Уфа: РИО БашГУ, 2004. – С. 25-34.· Ментальные пространства и соматические корни семантики //Семантика разноуровневых единиц в языках различного строя: Сб. науч. ст. К 65-летию профессора Р.З. Мурясова. – Уфа: РИО БашГУ, 2005. – С.169-181.· Психолингвистическое моделирование семантики //Слово и текст: психолингвистический подход: Сб. науч. тр. /Под общ. ред. А.А. Залевской – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2005. - Вып. 4. - С. 106-128.· Единицы яда ментального лексикона и мозговые волны //Языковые и речевые единицы в разных языках. Сб. науч. ст. – Уфа: РИО БашГУ, 2006. С. 121-136.· Психологические типы и процессы ассоциирования //С любовью к тексту: Монография. – Уфа: Восточный ун-т, 2006. С. 144-157.Ученики и коллеги: |