Сахарный Л.В. К тайнам мысли и слова. Книга для внеклассного чтения учащихся VIII-X классов. 2-е изд. - Пермь: ЗУУНЦ, 1998.

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ ............................................................……………………. 3

ВСТУПЛЕНИЕ ...............................................................……………………. 4
О чём эта книга 11
ЧАСТЬ 1
ЗИГЗАГИ СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКИ 15
К лингвистике без психологии 15
"Цезарь не выше грамматиков"
(Человек и его язык) 15
Кое-что о шахматах
(Язык в речевой деятельности) 18
Кое-что о светофоре
(Знаковость языка) 23
А что, если у стула отломать спинку?
(Системность языка) 28
Кое-что о геометрии
(Моделирование речевой деятельности) 34
К лингвистике с психологией 43
Кое-что о путешествии по городу
(Основания теории речевой деятельности) 43
Есть ли на лице что-нибудь кроме носа?
("Центр" и "периферия" в речевой деятельности) 53
Может ли стул быть столом?
(Ситуация в речевой деятельности) 60
В доме, который построил Джек
(Актуальное членение и связность текста) 67
Часть II
В ПОИСКАХ НОВЫХ ФАКТОВ 81
Где искать? 81
Сыски или хыхки?
(Развитие языка у детей) 81
Где хранятся глаголы?
(Мозг и речевая деятельность) 89
Синонимы ли варенье и крендельки?
(Информатика и лингвистика) 98
Курица- не птица, картофель- не гарнир
(Материал исследования и теория речевой деятельности) 108
Как искать? 114
Всё о кисти
(Экспериментальное изучение свободных ассоциаций) 114
Коршуна обидели!
(Экспериментальное изучение направленных ассоциаций) 124
Нужно ли Мухе-Цокотухе позолоченное брюхо?
(Экспериментальное изучение построения высказывания и связного текста) 135
ЧАСТЬ III
МЕХАНИЗМЫ РЕЧИ В ДЕЙСТВИИ 148
Человек говорящий 148
В огороде - бузина, а в Киеве - дядька
(Цельность текста) 148
А что, если стул назвать приспособлением для сидения?
(Выбор степени детализации наименования) 158
Лошадиная фамилия
(Учет сходств и различий при выборе наименования) 165
Кто на лошади сидит?
(Синтагматическая организация развернутого наименования) 179
Человек слушающий 187
То ли это, что я думаю?
(Общие условия восприятия наименования) 187
Опять, ошесть, осемь, овосемь
(Членение наименования) 191
Для чего джентльмену зеленый фрак?
(Вероятностный прогноз и восстановление цельности текста) 202
ЛИТЕРАТУРА 215
Сделать бесплатный сайт с uCoz