Языковая способность является собственно человеческим приобретением в ходе эволюции и служит фундаментальным отличием человека от животных. В определение языковой способности можно включить те неосознаваемые психолингвистические правила, по которым осуществляется пользование языком.
Можно полагать, что при овладении системой языка в детстве формируется некая обобщенная система элементов, коррелирующая с системой языка (но не тождественная ей). Можно так определить языковую способность: это многокомпонентная функциональная система, являющаяся средством отражения и генерализации элементов системы родного языка. Это конструкт, функционирующий по определенным правилам. Таким образом, языковая способность - это некоторая система элементов и правил их реализации. В этой системе, имеющей, по-видимому, иерархическое строение, есть ряд компонентов - фонетический, лексический, грамматический и семантический - и специфические правила прескриптивного типа, по которым осуществляется выбор средств, необходимых для решения коммуникативной задачи.
Языковая способность является своего рода способом хранения языка в сознании и одновременно - способом реализации отраженных в сознании элементов системы языка.
Особое место в структуре языковой способности занимает семантический компонент. Это подсистема правил выбора адекватного значения. Эти правила нетождественны правилам, составляющим грамматический компонент. Выбор содержательных компонентов является необходимым этапом порождения речевого высказывания, и правила, по которым этот этап реализуется, вероятно, различны по сложности у взрослых носителей языка и у детей. Выбор адекватного ситуации содержания производится в целях коммуникации (чтобы быть понятым партнером) и осуществляется из наличных у говорящего средств для выражения данной ситуации. Основанием для выбора адекватных средств выражения служит семиотико-ситуативный анализ, в результате чего выявляются значимые для общения и деятельности элементы ситуации. Исследования показали, что элементы речи ребенка (слова как лексико-семантические формы) представляют собой “перевод” сенсомоторных значений, иными словами, языковые явления в речи ребенка имеют неязыковую природу, детерминированную объективными факторами.
Семиотико-ситуативный анализ предметной деятельности состоит в том, что в деятельностной ситуации последовательно (в процессе развития ребенка) выделяются разные компоненты. Прежде всего выделяется предмет, затем - действие, “отделенное” от предмета, на котором оно усвоено. Затем выделяется объект действия и в последнюю очередь - деятель.
Главным процессом, характеризующим развитие <ребенка>, является процесс перевода “вовнутрь” практических действий и превращение их в элементы системы высших психических функций. В этом “вращивании” внешних действий следует искать основу становления семантических структур. Они поначалу внешние, поскольку деятельность имеет внешний, предметный вид. Следовательно, истоки семантических отношений находятся в предметно-действенной ситуации.
Можно думать, что существует некий промежуточный уровень, определяющий переход от практических действий к правилам речевой деятельности. На этом промежуточном уровне фигурируют на ранних этапах развития образы-эталоны.
Эталоны - это некоторые корреляты объективного опыта и знаний о действительности, почерпнутых в результате предметной (игровой) деятельности ребенка. Они представляют собой результат обобщающей деятельности сознания и существуют в форме значений, чувственной материализацией которых являются сначала предмета материального мира, а затем - по мере развития ребенка - знаки языка.
Орудием взаимодействия индивида с другими людьми является языковой знак. Однако, сам по себе знак языка не является готовым орудием, им еще следует овладеть, сделать его частью своей личности. Это происходит только в процессе общения, а поскольку общения как самоподавляющей деятельности не бывает, это происходит в процессе совместной предметной деятельности.
Познавая в процессе предметной игровой деятельности отдельные стороны предметов и явлений действительности, ребенок познает и связи, отношения между ними. Одновременно ребенок овладевает и элементами языка (для общения и в процессе общения). Знания о предметах, их связях и отношениях закрепляются в сознании ребенка и в его опыте посредством языка, в результате чего становится возможным проецировать эти знания на новые стороны действительности, а также передавать их другим.
Овладение значением - это овладение функциональными характеристиками знака, отличными от функциональных свойств предметов. Предметы проявляют свои свойства в процессе материального взаимодействия с ними. Знаки проявляют свои свойства в процессе взаимодействия людей и/ или идеального действия. Когда для ребенка имя является частью, свойством предмета, его сознательная деятельность может быть нацелена в равной степени на денотат и на значение (на овладение денотатом и значением). При этом происходит субъективное совпадение знака и денотата.
Как правило, прежде чем овладеть социально закрепленной условной связью денотата и знака, ребенок проходит ступень образной связи означаемого и означающего (денотата и знака). На уровне слова как лексической единицы, используемого для наименования, это- образная связь предмета и названия, на уровне морфологии (словообразования) - образная связь морфемы (звукокомплекса) с означаемым, на уровне синтаксиса - связь ситуации и предложения (психологическая предикативность).
Генеральной линией развития речи является обобщение языковых явлений на основе развития социальной по природе предметной деятельности детей. На каждом этапе развития, обобщение характеризуется некоторыми особенностями, определяемыми объемом обобщаемого материала, уровнем развития предметных действий и способом обобщения (наглядное представление - общий образ - понятие).